Audio Research Reference Phono 3 обзор

Audio Research

Reference Phono 3 выпущен в конце 2015 года. Он выглядит по-новому. И это не только внешнее изменение. Новые компоненты Audio Research отражают современные тренды рынка аудиотехники. В новых моделях дизайну и качеству изготовления, уделено столько же внимания, как и схемотехнике.

Audio Research Reference Phono 3

Reference Phono 3 – прекрасный пример этого тренда. Ему не нужны никакие легенды, уходящие в прошлое. Он прекрасен как внутри, так и снаружи. Несколько дизайнерских штрихов, позволяют фонокорректору стать более желанным для широкой аудитории. Старый “приборный” дизайн сглажен мягкими линиями. Справедливости ради, нужно отметить, что серия Reference постоянно усовершенствовалась как внешне, так и внутренне, на протяжении нескольких лет. Если вы сравните современную модель с оригинальными, сделанными на рубеже веков, то заметите, что массивные тумблеры, дребезжащий корпус и ручки для переноски, были заменены. В связи с чем, аппарат приобрел внешний вид соответствующий домашней технике, а не измерительному прибору. Изменения настолько сильные, что эталонные аппараты, сделанные 15 лет назад выглядят как музейные экспонаты. Основные изменения дизайна – переход к черной центральной панели и большим кнопкам с мягким ходом. Такое сочетание – дань традициям дизайна Audio Research, впервые появившееся в G-серии. Лично мне по душе такие изменения, хотя мне нравится и классический дизайн.

Любой аппарат серии “Reference” от Audio Research отвечает высочайшим требованиям. В том числе и модели Ref 2 и Ref 2SE, дополнением которых является модель Phono 3. Ref 2 и Ref 2SE являются дорогостоящими усилителями и очень нуждались в фонокорректоре, соответствующего класса. Единственным вариантом был космически дорогой двухблочный Reference Phono 10. Phono 3 является достойным наследником традиций.

Audio Research Reference Phono 3

Полоса из шести кнопок помогает перемещатся по меню ARC, люминесцентный матричный дисплей выводит информацию о пяти возможных вариантах нагрузки и 71дБ усиления. Это удобнее, чем может показаться на первый взгляд. Управление легкое, а множество вариантов настроек делают его совместимым практически с любым картриджем. Также как и предшественник, Reference Phono 3 оснащен чрезвычайно сложной системой логического управления (сложной для лампового фонокорректора). Вы можете настроить каждый параметр, через меню. Начиная от того, через сколько времени фонокорректор будет переходить в режим Standby, далее – настройки усиления, время наработки ламп, яркость дисплея, и настройки эквализации. В зависимости от ваших предпочтений, можно перенастроить систему эквализации, как говорится, с ног на голову. Я знаю нескольких коллекционеров, которые слушали свои диски и знают какой из них лучше всего звучит с кривой RIAA, Columbia, Decca или другой. Reference Phono 3 позволяет выбрать из Большой Тройки – RIAA, Columbia и Decca. Но, для переключения, вам придется пробраться через все пять страниц настроек. Слушатели, которые меняют лампы через 2000 – 4000 часов, которые никогда не настраивали яркость дисплея или время перехода в Standby, и те, которые используют один и тот же картридж, но кто хочет изменить эквализацию во время прослушивания, должны пробираться через множество страниц меню. К счастью, есть пульт ДУ, который позволяет быстро перейти к настройкам эквализации, нагрузок и, даже, времени наработки ламп!

Я стараюсь найти баланс в аргументах. На мой взгляд, для старых пластинок (в основном Decca) было бы удобно, если бы переключение эквализации было в первом пункте меню. Думаю, что многие меломаны поддержат меня в этом. Не смотря на это, я благодарен разработчикам Reference Phono 3 за то, что есть сама возможность менять эквализацию. Режимы с разной эквализацией звучат великолепно. В этом чувствуется преемственность с фонокорректором Reference Phono 2.

Отличие от Reference Phono 2 в том, что добавлены еще две лампы 6H30. Теперь общее количество ламп – 7. Шесть ламп применяется в усилительных каскадах и одна (6550) в блоке питания. Две дополнительные лампы не заменяют FET-транзисторы, применяемые в Reference 2. Их задача – повышение линейности. Несмотря на простоту схемы, блок питания занимает половиной усилителя, обеспечивая невероятное количество чистого питания для ламп 6H30.

Audio Research Reference Phono 3

Трансатлантическая команда разработчиков (электроника – Плимут, Минесота, США, дизайн – Виченца, Венето, Италия) придумала нечто большее, чем просто красивый дизайн. Развивая классический дизайн Audio Research, у корпуса элегантные боковые панели из алюминия, которые не только выглядят красиво, а и помогают рассеивать тепло, выделяемое внутренними компонентами.

На первый взгляд, Reference Phono 3 это “симпатичный фонокорректор, в котором просто добавили 2 лампы.” Но так ли это? Но, как часто бывает, в подобных случаях, в реальности все несколько иначе. Phono 3 это абсолютно новый конструктив, разработанный с нуля, впитавший в себя удачные находки от Reference Phono 2. По факту Reference Phono 3 представляет из себя синтез наработок из всей серии Reference. Дополнительный каскад усиления позволяет получить линейность усиления, свойственную моделям предварительных усилителей Reference 10 и Reference 6.

Построение фоно-каскада по принципам оконечного каскада имеет определенный недостаток. Он прогревается длительный промежуток времени. Возможно причиной всему тефлоновые конденсаторы (которых применяется большое количество) или деградация ламп, или, возможно, просто какой-то неизвестный фактор. Усилителю нужно время, чтобы выйти на рабочий режим, так же как и предшественникам Audio Research, особенно из серии Reference. Им нужны сотни часов прогрева, чтобы обрести свой голос. Характер звука у нового аппарата можно описать как хороший или даже отличный, но он однозначно улучшается на протяжении нескольких сотен часов (Audio Research рекомендует 600 часов. И 600 часов не прогрева, а 600 часов активного прослушивания).

Звук сочетает в себе текстурность, объемность звуковой сцены, ламповое богатство тембра, в сочетании с детальностью, и тишиной пауз, свойственным транзисторной технике. Этот баланс звучания понравится многим и многим слушателям. Подобный звуковой баланс позволяет получить экстремально реалистичный звук, независимо от жанра. Конечно же, чем ближе качество записи к живому звуку, тем более реалистично звучит усилитель. Но, даже старый сингл ‘Two Tribes’ by Frankie Goes To Hollywood звучит реалистично. На самом деле, этот ремикс Trevor Horn, звучит так, что челюсть отваливается даже на менее качественном оборудовании. Но в нашем случае звучание поражает динамикой, богатством тембра и реалистичностью. Послушайте этот дэнс шедевр из 80-х и к концу у вас появится одышка от танцев. Переходя к более традиционным записям, таким как Mahler’s Third Symphony, вы испытаете подобные ощущения.

У Reference Phono 3 всегда есть, что показать. Это не значит, что он постоянно “едет на низшей передаче”, но загнать его в отсечку просто невозможно. Возможно вы никогда не думали о фонокорректоре в разрезе музыкальной стабильности (и будем откровенны, Reference Phono 3 это не фонокорректор, это – фоно-усилитель), но после Phono 3 вам будет сложно слушать что-то другое.

При всей невозмутимости, есть одно слово, которое эффектно суммирует все достоинства Reference Phono 3 – проворный. В то время, как другие фонокорректоры звучат несколько “тяжеловато”, когда слушаешь Reference Phono 3, появляется невероятное чувство легкости. Он отыгрывает мельчайшие нюансы тембра, тона или динамики, без малейшего беспокойства. В сравнении с ним звучание других фонокорректоров ощущается как более тяжеловесное. Самое интересное, что другие фонокорректоры, которые могут соперничать по легкости, звучат более “нервно”. ‘A Night In Tunisia’ в исполнении Art Blakey и Jazz Messengers’ A Night At Birdland Vol 1 это прекрасный экземпляр того, как хорошо может звучать фонокорректор. Барабан во вступлении и перкуссионные пассажи полны текстуры и динамики. Reference Phono 3 воспроизводит треки прекрасно.

Один момент. Есть те, кто считают настраиваемую эквализацию неотъемлемой частью хорошего фонокорректора. Есть те, кто настаивает на том, что правильная подстройка нагрузки является ключем к хорошему звуку фонокорректора. Есть те, для которых главным показателем является отношение сигнал-шум. Даже в галактике High End редко получается добится сочетания двух факторов. Reference Phono 3 – это редкое исключение, которое удовлетворяет всех – он тихий, практически бесконечно настраиваемый, оснащенный всеми возможными вариантами эквализации. Тем не менее, даже в случае стандартных настроек Reference Phono 3 – сияет во всей красе!

Audio Research Reference Phono 3

Термин – Reference – все еще означает многое для Audio Research. Reference Phono 3 – это по-настоящему референсное устройство для любителей пластинок. Фонокорректор извлекает огромный объем информации с картриджа и воспроизводит его так, что вам хочется слушать пластинки все больше и больше. Сотни часов прогрева позволят вам наблюдать за тем, как он звучит все лучше и лучше, но поверьте, они пролетят быстро. Рекомендую!

Технические данные
Тип: гибридный фонокорректор
Применяемые лампы: (6)-6H30P dual triodes, plus (1 each) 6550WE and 6H30P in power supply
Управление: Six Push Buttons: Power, Menu, Option, Enter, Input, Mute
Входы: 2× RCA stereo pair, earth tag, RS232 comms
Выходы: Balanced XLR pair, single-ended RCA pair
Частотный диапазон: ±.2 dB of RIAA, 10 Hz to 60kHz; 3 dB points below 0.3Hz and above 300 kHz
Искажения: Less than .002% at 1.0V RMS 1kHz output
Усиление: Selectable 51 dB (Low) and 73 dB (High) at 1kHz BAL; 45 dB (Low) and 67 dB (High) at 1kHz SE. (MC and MM compatible)
Входное сопротивление: 47k Ohms and 100 pF SE.
Варианты нагрузки: 1000, 500, 200, 100, 50 Ohms, and Custom
Выходное сопротивление: 400 ohms Balanced, 200 ohms SE. Recommended load 50k-100k Ohms and 100 pF. (10k Ohms minimum and 2000 pF maximum)
Эквализация: (selectable) RIAA, Columbia, and Decca
Габариты: (W×H×D): 48×19.8×41.9cm.
Вес: 16.6 kg

Автор: Alan Sircom
Перевод: Константин Рахманов