Mark Levinson №512

Mark LevinsonГоворят, что у таланта есть несколько жизней (Та­лантливый человек талантлив во всем. Прим.пер.).  Однако в отличие от героев компьютерных игр они не умирают, чтобы пере­родится заново, а переходят с одного уровня на другой.

Mark Levinson

Ими дви­жет огромный запас идей и энергии. Они не могут довольствоваться успехом в каком-то одном деле. Они всегда хо­тят большего. Они с головой погружаются в что-то новое, встречая на своем пути пре­грады и рифы, проходят многочисленные испытания и остав­ляют после себя заметный след. Этот принцип распространяется на все сферы человече­ской жизни: ученые, музы­канты, инженеры, врачи, учителя – везде где важна креатив­ность.

Один из таких людей – Марк Левинсон (Mark Levinson). Если бы мы спросили людей на улице, о том, кто это та­кой, то были бы удив­лены ответами, осо­бенно, если бы это про­ис­ходило в Соединен­ных Штатах Америки. Я думаю, что многие, в основном женщины, от­ветят, что он муж Ким Кэттрэлл (Kim Cattrall), в соавторстве с которой вышла книга-посо­бие «Искусство женского оргазма» (The Art of Female Orgasm, Thorsons, 2002). Ким Кэт­трелл известна всем, кто помнит ее образ Саманты Джонс (Samantha Jones) в телевизион­ном се­риале Секс в большом городе (Sex in the City), который выходил на канале HBO с 1998 до 2004 года.

После такого краткого вступления вы можете понять, насколько разносторонний аудио-дизайнер мистер Левинсон.

Основанная в 1972 году одноименная компания Mark Levinson, за короткий срок стала синонимом понятия High End. Марк родился в 1946 году в Окленде (Oakland) штат Кали­форния (California). Его отец – Daniel J. Levinson, мать – Maria Hertz Levinson. Марк рос в районе Бостона (Boston) и затем в Нью Хевене (New Haven). Его отец – профессор психоло­гии работал в Йеле (Yale) и Гарварде (Harvard) на протяжении сорока лет. Автор фунда­ментального труда – Seasons of a Mans Life (Этапы жизни мужчины).

Музыкальные наклонности проявлялись у сына с самого детства. Когда ему исполнилось 20 лет, он уже играл на контрабасе и трубе с величайшими джазменами: John Coltrane, Sonny Rollins, Sonny Stitt, Johnny Griffin, Chick Corea and Keith Jarrett. Это стало возможным благодаря его таланту и профессиональным связям отца.

Mark Levinson 512

В возрасте 21 года он создал то, что изменило его жизнь – аудио-консоль для легендар­ного музыкального фестиваля Woodstock Music Festival (1969).

Четыре года спустя он основал свою первую компанию – Mark Levinson Systems. Первым продуктом стал предварительный усилитель LNP-2, в котором применялись схемные принципы из аудио-консоли. Через десять лет, в 1982 году, компания его имени перешла к Madrigal, после чего было выпущено много новых продуктов. Марк Левинсон, как раз­работчик, не имел с ними ничего общего. Но не только он, руководство Madrigal так же уволило его ближайшего коллегу – Тома Коланжело (Tom Colangelo), и еще некоторых ключевых работников.
Левинсон не мог сидеть без дела и в том же году (1982) он основал другую компанию – Cello Technologies, которая стала культовой благодаря своим продуктам и, в частности, благодаря аналоговому эквалайзеру Palette.

В 1999 году он покидает компанию, продает права на использование своего имени, и ор­ганизовывает другую компанию – Red Rose Music.
Под этим брендом он выпустил несколько прекрасно записанных SACD дисков, а также несколько моделей усилителей и акустики. Некоторые из них можно было увидеть в се­риале Секс в Большом городе (Sex and the City). В 2000 году Левинсон начал работу по созданию аудио систем для автомобилей Lexus. В тоже время компания, носящая его имя, была куплена гигантом – Harman International Group.

После расставания с Ким Кэттрэлл, Левинсон переезжает в Швейцарию, на родину его ма­тери. Там, в 2007 году он основывает свою новую компанию – Daniel Hertz S.A. Hertz – де­вичья фамилия его матери. Продукция компании – очень дорогие аудио системы, кото­рые очень популярны в Японии. Стоит отметить, что Марк Левинсон занимается продю­серской работой. Он принимал участие в нескольких проектах, которые были отмечены различными музыкальными премиями. Он работает с Jacky Terrason, Joe Lovano и Carnegie Hall Jazz Band.

Mark Levinson 512

Кстати, система, состоящая из акустики Daniel Hertz M1, предварительного усилителя Dan­iel Hertz M6 и усилителей мощности Daniel Hertz M5, общей стоимостью 200’000.00 USD, принадлежит Дмитрию Медведеву.

SACD проигрыватель № 512, которому посвящен данный обзор, был разработан много позже того времени, когда Марк Левинсон покинул компанию и переехал в Европу. Тем не менее проигрыватель носит его имя. Возможно, это покажется парадоксальным, но та­ким образом, проигрыватель, построенный в 2008 году, все так же приносит дивиденды. Во время запуска формата DSD и, основанного не нем, SACD, компании Sony и Philips предложили сотрудничество Марку. Он получил в свое пользование DSD рекордер, кото­рый был использован по максимуму. Левинсон записал огромное количество музыкаль­ного материала. Который, впоследствии, был издан в виде SACD дисков под лейблом Red Rose Music. Эти записи стали эталонными для многих любителей музыки. № 512 является лучшим SACD проигрывателем компании и лучшим проигрывателем SACD дисков, из су­ществующих.

Перечень музыки, которая использовалась во время прослушивания:

Istanbul, wyk. Hespèrion XXI, Jordi Savall, Alia Vox, AVSA 9870, “Raices & Memoria, vol. IX”, SACD/CD (2009).

Ashra, Belle Aliance Plus, MG

ART/Belle, 121914-5, 2 x SHM-CD (1979/2012).

Bill Evans, Everybody Digs Bill Evans, Riverside/JVC, JVCXR-0020-2, XRCD (1958/2007).

Chet Baker, Big Band, Pacific Jazz Records/Toshiba-EMI Limited, TOCJ-9442, “Super Bit Jazz Classics”, CD (1957/2002).

Dead Can Dance, Anastasis, [PIAS] Entertainment Group, PIASR311CDX, “Special Edition Hard­bound Box Set”, CD+USB drive 24/44,1 WAV (2012);

Depeche Mode, Black Celebration, Mute, DMCD5, Collectors Edition, SACD/CD + DVD (1986/2007).

Dominic Miller & Neil Stancey, New Dawn, Naim, naimcd066, CD (2002).

Elgar

Delius, Cello Concertos, wyk. Jacqueline Du Pré, EMI Classic, 9559052, 2 x SACD/CD (1965/2012).

Frank Sinatra, Sinatra Sings Gershwin, Columbia/Legacy/Sony Music Entertainment, 507878 2, CD (2003).

Genesis, Abacab, Virgin/EMI, 851832, SACD/CD + DVD (1981/2007).

Hilary Hann, Hilary Hann Plays Bach, Sony Classical, SK 62793, Super Bit Mapping, 2 x CD (1997).

Kraftwerk, Minimum-Maximum, Kling-Klang Produkt/EMI, 3349962, 2 x SACD/CD (2005).

Manuel Göttsching, E2-E4. 30th Anniversary, MG

ART, 404, CD (1981/2012).

Miles Davis, Milestones, Columbia/Mobile Fidelity, UDSACD 2084, SACD/CD (1958/2012).

Portishead, Third, Go! Disc/Universal Music K.K. (Japan), UICI-1069, CD (2008).

Schubert, Lieder, wyk. Dietrich Fischer-Dieskau, dyr. Gerald Moore, “Signature Collection”, EMI, 55962 2, 4 x SACD/CD.

Sting, Sacred Love, A&M Records, 9860618, Limited Edition, SACD/CD (2003).

Tangerine Dream, Zeit, Cherry Red Records/Belle, 121943-4, SHM-CD + CD (1972/2011).

The Dave Brubeck Quartet, Time Out, Columbia Records/Sony Music Entertainment Hong Kong, 883532, “K2HD Mastering CD”, No. 0055, CD (1959/2011).

This Mortal Coil, HD-CD Box SET: It’ll End In Tears, Filigree & Shadow, Blood, Dust & Guitars, 4AD [Japan], TMCBOX1, 4 x HDCD, (2011).

Mark Levinson 512

Многие, если не все, инженеры, которые не знакомы с теорией и практикой разработки цифровых плееров с приводами, убеждены, что «цифра – есть цифра» и в цифровой об­ласти не может быть потерь. Всех, кто думает иначе, они считают идиомами или лжецами (в зависимости от намерений). Для них оптический диск (вместе с CD транспортом) явля­ется не чем иным как идеальным устройством чтения данных с диска. Идеальное устрой­ство чтения осуществляет необходимую коррекцию, являющуюся частью стандарта Red Book. А последующим каскадам, таким как цифро-аналоговый преобразователь, остается лишь только усилить результирующий сигнал.

Но! Если они проведут лабораторные исследования с использованием нескольких транс­портов и одного ЦАПа, для конвертирования нулей-единиц в аналоговый сигнал; а затем измерят результаты и услышат какую разницу в звуке оказывает каждый из транспортов, то это повергнет их в ступор. Результаты измерений не будут показывать никакой замет­ной разницы между транспортами. Откровенно говоря, они смогут увидеть различия в уровне джиттера, но, по крайнем мере в теории, реклокинг в ЦАПе должен компенсиро­вать подобные искажения.

На самом деле все гораздо сложнее. C другой стороны, есть разработчики, включая ди­пломированных инженеров, которые понимают, что даже минимальные улучшения в та­ких узлах как: лазер, привод лазера, источники питания лазера и схемы управления, могут значительно улучшить звучание проигрывателя. Это позволяет понять, почему в руках не­которых производителей CD приводы превращаются в произведения техно-искусства. Среди таких: Philips и их CD-Pro2, CEC с их ременным приводом, Accuphase и их собствен­ная версия SACD привода, TEAC (Eso­teric) и их версии Vibration-free Rigid Disc-clamping Sys­tem (VRDS) привода; а также VRDS-NEO версия привода оптимизированного для наилуч­шего чтения SACD дисков.

Mark Levinson 512

Приводы TEAC применяются в таких транспортах как dCS, emmLabs и Soulution. Последние два, кстати, не используют две самые дорогие генерации привода VRDS-NEO (1 Series и 3 Series), которые применяют только в топовых проигрывателя Esoteric, а также один из ва­риантов VOSP: Vertically-aligned Optical Stability Platform. В нем используется тот же опти­ческий блок, мотор и другие компоненты от VRDS-NEO, включая трей из металла. Следует заметить, что существует новая, более простая версия привода VRDS-NEO, которая назы­вается VRDS-VMK-5 (подробнее http://www.6moons.com/audioreviews/esoteric18/transports.pdf). Приводы разных конструк­ций звучат по-разному. Приводы Esoteric, которые являются высокоточными приборами, имеют точный, подробный звук, который некоторые называют «холодным». По крайней мере, так звучит VRDS-NEO. Тем не менее, если послушать проигрыватели So­lution (745 и 540), или emmLabs XDS1 Signature Edition, будет трудно в это поверить. Звуча­ние этих производителей в корне отличается от принятого стереотипа. Так же как и звуча­ние проигрывателя Mark Levinson №512.

EMI Signature Collection – Super Audio CD во всей его красе:

Японский аудио рынок удивитель­ный. Его характеризует фанатичное внимание к деталям и привержен­ность традициям. В тоже время он открыт для новых футуристических идей.

Проявлением перфекционизма яв­ляются CD и SACD диски. Японцы взяли тот же неиде­альный материал, который используют по всему миру, и создали чудо, которое называется мини-винил (mini-LP). Качество звука, исполнения и по­лиграфия великолепны.

Наши друзья с японских островов также известны своей преданностью классическим ев­ропейским композиторам, а также американской музыки – джазу и року. Однако их лю­бовь к классике, по истине, не имеют границ. Классика издается огромными количест­вами.

Mark Levinson 512

Один из крупнейших источников ремастеров – богатые архивы EMI. Они тщательно ката­логизированы и хранятся в отличных условиях. Архивы состоят из виниловых записей на 78, 33,5 и 45 оборотов. Также в архиве мастер-ленты и более современные – жесткие диски с цифровыми записями. Лучшие из которых были изданы в серии “Best 100”.

Самое интересное издание классики – Signature Collection, Audiophile Edition – на гибрид­ных SACD. Серия включает в себя самые важные работы 50-х и 60-х годов. Это двойные, тройные и даже 4-х дисковые издания. Альбомы объединены по авторам.

Специально для этого проекта на студии Abbey Road подготовили ремастеры, сделанные с мастер-лент и оцифрованные в формате 24 бит 96 кГц при помощи SADiE Series 5 PCM 8 system. Сигнал был оцифрован в PCM, и после этого переведен в DSD файлы.

Среди продюсеров, ответственных за ремастеринг – Simon Gibson, Ian Jones и Andrew Wal­ter. Материалы остались в том виде, в каком они были на мастер лентах. т.е. стерео записи остались в стерео, а моно – в моно. Вам будет интересно интервью Саймона Гиб­сона (Simon Gibson). В нем он описывает детали процесса по созданию A.D. 2012 masters titled High Resolution Resurrection, которое опубликовано в октябрьском номере Stereophile за 2012 год (Robert Baird, High Resolution Resurrec­tion, “Stereophile,” Vol.35 No.10, October 2012, pp. 133-137).

Mark Levinson 512

Качество этих записей безупречное, и с точки зрения истории и с художественной точки зрения. Звучание просто сводит с ума! Я настоятельно призываю вас купить все десять из­даний, которые появятся. Потому что, это коллекционное издание, которое наполнено невероятной, фантастической музыкой. Эти альбомы не дешевы, но помните, что в каж­дом из них по несколько дисков из Японии.

Если бы я был поклонником вокальной музыки, то я бы уже вел переговоры с банком о новом кредите. Исполнение Шуберта Die­trich Fischer-Dieskau было невероятным. Записи 1955 года, тщательно ремастированные и изданные EMI на гибридных SACD дисках (Signa­ture Collection Series) великолепны. Первый из четырех дисков я слушал на ночь, и это были непередаваемые ощущения. Голоса были полными, большими, объемными, даже не смотря на то, что это была моно-запись. Рояль выступал в роли аккомпанимента, но даже в таком амплуа его звуковая подача была хорошей. Это была запись живого выступ­ления, сделанная с небольшой теплотой и интимными нотками. Могу сказать, что я впер­вые слушал на столько старые записи без шума. Они звучали очень естественно. Рестав­рация старых записей – это героический труд. В процессе очень легко нанести непопра­вимый вред фонограмме. Саймон Гибсон, ответственный за ремастеринг в компании EMI, проделал отличную работу.

Вокал звучал естественно. Я говорю о голосе Синатры (Sinatra) и Фишер-Дискау (Fischer-Dieskau) потому, что они подарили наиболее яркие впечатления от прослушивания проиг­рывателя №512. И он звучит похоже на любом репертуаре, не зависимо от того, что звучит CD или SACD, цифровая это запись или аналоговая, PCM или DSD. В каждом из вариантов, Mark Levinson звучал «естественно» в лучшем смысле этого слова. Одно из важных ка­честв – он создает ощущение присутствия. Для достижения этого эффекта пришлось пово­зиться. Я расскажу об этом позже.

Хочу сказать, что если бы я был поклонником малых джазовых составов и камерной му­зыки, где вокал не является обязательным элементом; то я бы уже должен был начинать продавать фамильное серебро, свои биржевые акции и все, что мне осталось от дедушки в Австралии (если бы он у меня был).

Mark Levinson 512

Этот плеер так играет джаз, что вы влюбитесь в него!  Например, записи Била Эванса (Bill Evans) с альбома Everybody Digs Bill Evans, гитарный дуэт Доминика Миллера (Dominic Miller) и Нила Стейси (Neil Stacey (New Dawn)), или Time Out Квартета Дейва Брубека (Dave Brubeck). А также других.

Американский проигрыватель звучал реалистично, т.е. показывал настоящую суть записи. Огромное пространство, отлично звучащий мидбасовый и басовый регистры (практически до единиц Гц, на которых прекрасно звучит контрабас), общее звучание захватывающее, как на живом исполнении. Практически ощущалась невидимая и неслышимая энергия, присутствующая в каждой записи. Звучание было полным, осязаемым с красивым и от­крытым верхним регистром, с большим количеством воздуха вокруг каждого инстру­мента. Между двумя акустическими системами было окно в другое измерение. Как будто бы в мою комнату была телепортирована часть пространства из прошлого. Когда-то я чи­тал о подобном в журналах, а теперь ощутил на своей шкуре.

Впечатляли не только масштабы инструментов, но и само акустическое пространство, возникающее между акустическими системами. Без какого либо напряжения, натурально, с дыханием. Эти соотношения звуковых тонов, изменение громкости и динамики были невероятными. Подобный эффект я слышал в исполнении цифровых плееров только два­жды – Ancient Audio Lektor Grand SE и Jadis JD1 MkII/JS1 MkIII, и на виниловых проигрывате­лях, в том числе на Transrotor Ar­gos. Подытожив, я могу сказать, что вокал и малые составы зву­чали так, как будто-бы Mark Levinson был High End проигрывателем пластинок.

Mark Levinson 512

C другой стороны, если бы я был поклонником рока, электронной музыки и больших орке­стров, то я бы нашел как плюсы, так и минусы. Нельзя сказать, что звучание ней­тральное в том смысле, в котором мы говорим о Marantz, dCS, Linn или даже Accuphase. Звук № 512 отлично сформирован во всем диапазоне и во всех измерениях.

Живое исполнение никогда не сравнится со звучанием в комнате. Отчасти из-за того, что нет визуального контакта с исполнителями. Нужно учитывать, что до 80% восприятия за­нимает визуальный рад. Среди других причин – физические ограничения размеров ком­наты прослушивания и акустических систем.

Каждый раз, когда мы слушаем музыку, мы хотим, что бы запись была живой, аутентич­ной, наполненной эмоциями, подобными тем, которые мы переживаем на живом кон­церте. Это может быть достигнуто улучшением звуковой атаки (звучание становится более ярким, улучшается передача фантомных источников звука). Или же путем тонкой под­стройки разрешения, немного подчеркивая нижний среднечастотный диапазон и мидбас, увеличивая количество гармоник (что на самом деле не так и легко). В результате мы по­лучаем тот, звук, который слышим у № 512.

Проигрыватель обладает отлично сфокусированным в верхних регистрах. Звуковая сцена отлично прорисована, и обладает «аналоговостью» – цельная и динамичная. Но если мы поставим записи на подобии Depeche Mode Black Celebration, Kraftwerk Minimum-Maxi­mum, Genesis Abacar или Sting Sacred Love мы получим аналитическое прочте­ние.

Mark Levinson 512

Это явление, с которым борются многие разработчики. Успеха достигли только некоторые и не на сто процентов, но стоимость таких аппаратов превышает в несколько раз стои­мость № 512.

Басовый регистр отлично контролируемый, верхний подробный и натуральный. Levinson звучит полноценно, т.е. невозможно выделить недостатки в каком-то из диапазонов. Но когда мы ставим что-то из перечисленных выше альбомов, к которым можно добавить Cello Concertos Edgar и Delius в исполнении Jacqueline Du Pré, мы слышим, что низкий диа­пазон, который до этого был отличным – создавал особое настроение, и придавал звуку объем, не так хорошо контролируется на самых нижних нотах. Или, по крайней мере, не­много хуже, чем у других, упомянутых мной. Он ближе к Ayon CD-5s SE, оснащенного лам­повым каскадом, нежели к McIntosh или Solution. Он не настолько рафинирован. С другой стороны он не ухающий, а обладает четким затуханием – очень цельный и не распадается на детали.

Описать недостатки верхнего диапазона мне было еще сложнее. Говоря коротко – звук очень открытый. Он не такой сглаженный как в Solution или emmLabs, и не такой теплый как в Ayon или даже Jadis. По разрешению, открытости и детальности напоминает Ancient Audio, однако немного теплее. Я не имею в виду, что высокочастотный диапазон плохой, он просто не такой совершенный как среднечастотный. И скорее всего поэтому, я его вы­делил.

Mark Levinson 512

Вы, наверное заметили, что все диски, о которых я писал в предыдущем абзаце, это SACD. Это не простое совпадение. Я даже рискну сказать, что это лучший проигрыватель SACD из существующих, полностью оправдывающий свое название. В 90% случаев я не слышал такую большую разницу при переходе на SACD слой. Было слышно, что звук улучшается, но не до такой степени, которую предполагали инженеры и продюсеры. Один из немно­гих проигрывателей высокого разрешения, который я назвал абсолютом – комплект Accuphase DP-900/DC-901 (стоимость которого более 65’000.00 USD). Его обзор я сделал для журнала “Audio.” Mark Levinson № 512 я ставлю в тот же ряд. Учитывая его музыкаль­ные возможности и мои личные предпочтения, он отлично подходит на звание лучшего.

Важный момент в том, что качество воспроизведения отличное на дисках разного уровня. Даже на тех дисках, в которых SACD слой сделан из не лучшего PCM материала. Таких как Sting и Genesis. Я их привел только для того, чтобы иметь отправную точку – так называе­мую Харибду мира аудио. У меня нет другого, настолько плохо звучащего, SACD диска. И не смотря на это на № 512 он звучал неплохо, что на других проигрывателях значит «сен­сационно». Плохое разрешение и другие проблемы, связанные с ухудшением динамики, не улучшаются за счет повышения «яркости», как это бывает в других «прецизионных» проигрывателях. Похожим образом, далекий от идеала SACD диск Genesis (из пака SACD+DVD), отлично передал глубина и оттенки.

Mark Levinson 512

Заключение

Прослушивание и обзор качественной аудио техники это настоящее удовольствие. Не смотря на то, что я стараюсь не делать обзоры техники, которая мне не нравится, я отно­шусь к ней с уважением. Я допускаю, что в другой системе, для другого слушателя воз­можно результат будет другой.

Мне нравится звук Mark Levinson № 512. Он не идеален, просто я говорю это для того чтобы вы знали. Мой эталонный проигрыватель может в чем-то выиграть. Например он создает больше объема и более точен на краях диапазона. Не смотря на это, спустя много времени, которое я провел в тестах, я нашел такой SACD проигрыватель, который я хотел бы иметь в своей системе и это № 512. Отметим, что встроенный предварительный усили­тель, доказал свой отличный класс. На основе его можно создать полноценную систему. Проигрыватель был соединен с усилителем мощности Solution 710 при помощи баланс­ного межблочного кабеля Siltech Royal Signature Empress Double Crown. Я ставил различ­ные диски (которые многие назвали бы «плохими») и убеждался в прекрасном звуке про­игрывателя. Отличная глубина тембров, объемность звуковой сцены, совершенный сред­нечастотный диапазон и немного подчеркнутый бас. Звук нельзя назвать «натуральным», или «нейтральным», или «точным». Он просто такой, каким должен быть. Послушайте сами и вы поймете о чем я.

Для кого этот проигрыватель? Неужели сегодня есть те, кому нужен дорогой проигрыва­тель дисков? Это два вопроса, которые требуют внимания. Если вам понравились мои от­зывы и вы хотите познакомиться поближе с № 512, то ответ «Да».

Mark Levinson 512

Свобода воли это священная вещь, данная нам Богом (если вы человек верующий) или гарантирована конституцией (если вы придерживаетесь других взглядов) и никто не мо­жет сказать вам, что делать в той или иной ситуации. Но позвольте мне воспользоваться своим правом сказать, что я думаю.

Мне кажется, что компактные диски CD и, в частности SACD, останутся с нами еще на долго. И это, как не парадоксально, из-за распространенности компьютеров и популярно­сти аудио файлов. Каждый раз, во время прослушивания на компьютере, нам что-то ме­шает или просто не дает это сделать. В конечном итоге это всего лишь компьютер. Мело­ман имеет право не ждать пока компьютер загрузится, запустится программа и т.д. он (или она) просто хочет слушать музыку. Таким образом он (или она) опять возвращается к диску, который можно запустить при помощи двух пальцев и нескольких кнопок. И звуча­ние всегда будет одинаково хорошим.

Следовательно мы возвращаемся к физическим носителям. С этой точки зрения, чем выше цена проигрывателя, тем больше в этом смысла. Дети слушают аудио файлы и ско­рее всего продолжат делать это. Для серьезных людей с деньгами – выбор только один – проигрыватель дисков. И Mark Levinson это идеальное устройство, которое останется с нами надолго. Отчасти благодаря применению привода от Esoteric.

Итак, почему Mark Levinson № 512? Пожалуйста прочтите еще раз главу, в которой я опи­сываю звучание проигрывателя. Проигрыватель с захватывающим, привлекательным, цельным звуком. Конечно, у него есть изъяны, но они гаснут на фоне плюсов. Кроме того, покажите мне проигрыватель без изъянов…. А здесь и сейчас ML № 512 – последний SACD проигрыватель.

Mark Levinson 512

Тестовая методика

Проигрыватель из Америки сравнивался с Ancient Audio AIR V и Human Audio Libretto HD. Тестирование производилось по схеме А – В. Музыкальные отрезки были длиной по 2 минуты. Также прослушивались альбомы целиком. Проигрыватель № 512 был установлен на платформу Acoustic Revive RAF-48H, которая как оказалось просто создана для него. И по габаритам и по влиянию на звучание. Я использовал кабель питания Acrolink Mexcel 7N-PC9300, подключенный к распределителю питания Acoustic Revive RTP-4U. Я также использовал кабель питания Royal Signature Ruby Double Crown и Siltech Octopus power strip. Проигрыватель № 512 был под­ключен к системе с референсным предварительным усилителем Ayon Audio Polaris III (спец-версия) при помощи небалансного межблочного кабеля Acrolink Mexcel 7N-DA6300. Отдельно производилось прослушивание, в котором проигрыватель был напрямую под­ключен к балансным входам усилителя мощности Soulution 710 при помощи межблоч­ного кабеля Siltech Royal Signature Empress Double Crown. Перед прослушиванием проиг­рыватель работал 48 часов в режиме «повтор».

Дизайн

Американский производитель верен своей линии дизайна, разработанной в течение мно­гих лет. Устройства Mark Levinson большие и цельно сделанные, с характерной черной пе­редней панелью и серебристыми кнопками. Это традиционные «аналоговые» кнопки с характерным ощущением при переключении. Всего двенадцать кнопок, включая черную. Кнопки используются для управления транспортом, для димирования и отключения дис­плея, переключением между SACD и CD слоями. Кнопки продублированы на большом, тяжелом металлическом пульте ДУ. В дополнение пульт оснащен управлением громко­стью, прямым вводом номера трека, режимом приглушения (mute) и выбором типа вы­хода (регулируемого или фиксированного).

Mark Levinson 512

По сути № 512 это SACD проигрыватель с интегрированным предварительным усилите­лем. В проигрывателе нет входов. В нем явно нехватает современного USB или хотя бы S/PDIF входа (24/192). Регулировка громкости производится аналоговым способом от 0 до 73.2. Выходной уровень 2В на RCA выходах и 4В на выходах XLR при уровне 61.2. На мак­симальной громкости выход 8В и 16В соответственно. Выходной импеданс 10 Ом. Этого достаточно для любого усилителя мощности.

Дисковый трей изготовлен из алюминия. Выше него находится большой матричный дис­плей. К сожалению на дисплей не выводится информация CD-text или SACD-text. Нет на дисплее и красивого SACD логотипа. Вместо него обычный красный светодиод.

Задняя панель выглядит в стиле High End CD проигрывателей прошлых 90-х. На ней распо­ложены XLR и RCA выходы, а также цифровые выходы RCA (S/PDIF) и XLR (AES/EBU). Также там расположен RS- порт т порт для управления. Разъем Ethernet позволяет управлять проигрывателем и видеть его статус. Устройство помещено в отлично сделанное алюми­ниевое шасси.

Внутреннее пространство проигрывателя поделено на несколько секций. В центре нахо­дится привод VOSP Esoteric, такой же, как в проигрывателе emmLabs и Soulution. Опорная рама шасси смонтирована на алюминиевой пластине, изолированной от основного шасси.

Цифровой сигнал передается в другую «коробку», в которой расположен ЦАП. Говоря бу­квально, ЦАП разрабатывался как отдельное устройство с пометкой № 512 (в 2008 году). Все применяемые компоненты и печатные платы высочайшего класса. В продукции Mark Levinson обычно используется очень дорогой материал Arlon (также применяемый в уст­ройствах от Enlightened Audio Design). Сейчас существует еще более дорогой материал на­зываемый Nelco N4000-13. Зная как звучит этот проигрыватель, я никогда не подумал бы, что входные каскады построены на микросборках! На выходе стоит DSP Xilinx. На первый взгляд, прменяется апсемплинг до 24/192. Но, похоже, что применяется еще какие-то ал­горитмы. Компания гордится специальным Direct Digital Synthesis (DDS) блоком, который уменьшает джитер. По сути, он загружает данные из CD или SACD диска в свою память, об­рабатывает его и в этом виде передает в ЦАПы.

И мы приходим к ЦАПам. В каждом канале используется по одному ЦАПу Analog Devices AD1955. Отличительной способностью этого чипа является то, что он может понимать DSD поток (без преобразования в PCM) и имеет цифровой фильтр.

Балансный выход построен на чипах Analog Devices и прочих. Выходной каскад построен на операционном усилителе Burr Brown OPA2134. Также стоит две пары реле – переклю­чатели выходов (регулируемый – фиксированный). Выходные разъемы качественные с золотыми контактами. В XLR разъемах «горячий» пин – 2.

Оставшуюся часть пространства занимает большой блок питания. Я насчитал восемь дис­кретных выпрямителей с цепями фильтрации на конденсаторах. Есть несколько стабили­заторов напряжения, оснащенные мощными радиаторами. Проигрыватель питается от двух тороидальных трансформаторов, произведенных в Канаде фирмой Plitron. Монтаж выполнен с отличным качеством.

Технические характеристики (по данным производителя):

Поддерживаемые форматы: CD и SACD

Частотный диапазон: +0.0 dB / -0.2 dB PCM/CD; +0.0 dB / -0.5 dB DSD/SACD
Отношение сигнал/шум: 108 dB
Динамический диапазон: 108 dB
Уровень гармонических искажений: 92 dB PCM/CD, 99 dB DSD/SACD
Выходной сигнал (фиксированный выход): 4 V (XLR), 2 V (RCA)
Максимальный уровень выходного сигнала (регулируемый выход): 16 V (XLR), 8 V (RCA)
Выходной импеданс: 10 Ω
Потребляемая мощность: 100 W
Габариты (ВxШxГ): 116 x 442 x 448 mm
Вес: 15 кг

Оборудование

CD проигрыватель: Ancient Audio Lektor Air V-edition, review HERE

Фонокорректор: RCM Audio Sensor Prelude IC, review HERE

Картриджи: Miyajima Laboratory SHILABE, review HERE), Miyajima Laboratory KANSUI, review HERE

Предварительный усилитель: Ayon Audio Polaris III [Signature Version] with Re-generator Power Supply

Усилитель мощности: Soulution 710

Интегральный усилитель/усилитель для наушников: Leben CS300 XS Custom Version, review HERE

Акустика: Harbeth M40.1 Domestic, review HERE

Наушники: Sennheiser HD800, AKG K701, Ultrasone PROLine 2500, Beyerdynamic DT-990 Pro; 600 Оhm version, review HERE, HERE, and HERE

Кабель межблочный: CD-пред: Acrolink Mexcel 7N-DA6300 (article HERE, пред-усил мощно­сти: Acrolink 8N-A2080III Evo, review HERE

Кабель акустический: Tara Labs Omega Onyx, review HERE

Кабели питания: Acrolink Mexcel 7N-PC9300

Дистрибутор питания: Acoustic Revive RTP-4eu ULTIMATE

Антирезонансные элементы: Finite Elemente Ceraball под CD, Audio Revive RAF-48 плат­форма под CD и предварительным усилителем

Pro Audio Bono PAB SE платформа под Leben CS300 XS [Custom Version]; review HERE

Сайт приозводителя: www.marklevinson.com

Оригинальный текст: Wojciech Pacuła

Фотографии: Wojciech Pacuła | Mark Levinson | Esoteric

Перевод: Andrzej Dziadowiec и Константин Рахманов