Revel Performa3 M106 обзор Stereophile

REVEL logo

«Кевин Воекс (Kevin Voecks) – гений, без всяких сомнений». Я написал эти слова около тридцати лет назад, в обзоре акустики Mirage 750. В этом обзоре я так же рекомендовал полочники Mirage 350. Модель 350, пара которых стоила около 300 USD, были первыми полочниками, которые по­нравились мне. Сейчас, когда, я вспоминаю об их звуке, я улыбаюсь. По современным меркам у них есть некоторые недостатки. Звуковой переход от твитера к вуферу был хорошо слышен, были паразитные резонансы корпуса. Тем не менее, средние частоты звучали богато и благозвучно, низкочастотный диапазон отличный для акустики такого размера. Общий баланс звучания также был на высоте. Как сказал бы Арт Дадли (Art Dudley): «акустика играла музыку». Позже, для своего первого домашнего кинотеатра, я купил Mirage 460. Эта акустика до сих пор звучит в моей второй аудио системе.

Revel Performa3 M106

Этот опыт с акустикой Mirage, вдохновил меня на продолжение исследований акустики, сконстру­ированной Воексом. Он получил немного известности в связи с флагманской акустикой Mirage M1, в которой применялся инновационный биполярный динамик. В конце 1980-х, после смерти Пи­тера Снелла (Peter Snell), Воекс взял на себя задачи проектирования в компании Snell Acoustics. Позже, в конце 1990-х он перешел в Revel. На протяжении последних пятнадцати лет, я слушал много акустики Revel. И каждая из них звучала лучше, чем конкуренты. Однако все они были не в моем бюджете.

Пока я не узнал о полочниках Revel Performa3 M106 (розничная цена 2’440.00USD за пару, под­ставки 610.00USD за пару). Прошло 22 месяца с того момента, когда я попросил их на тест и они попали ко мне. С одной стороны это было связано с задержкой в производстве, а с другой – с боль­шим количеством предварительных заказов. Излишне говорить о том, что свою пару M106 я ждал с нетерпением.

Revel Performa3 M106

Конструкция

Когда я связался с Кевином Воексом, чтобы обсудить кон­струкцию двухполосной, фазоинвертор­ной (порт распо­ложен на задней панели), он с воодушевлением рассказал об алюминиевом тви­тере, диаметром 25мм. Который, по его словам, обладает сверхнизким уровнем искажений и па­разитных резонансов. По сути, они за порогом слыши­мости. Он утверждает, что новый модуль Acoustic Lens wave­guide улучшает дисперсию выше 8 кГц, сглаживает частотную характеристику и устраняет чрезмерную направленность в этом частотном диапазоне, что, в итоге, обеспечивает лучшую передачу воздуха и пространства.

Большая изолированная камера за твитером и оформле­ние вокруг динамика создают резонанс на частоте 800 Гц. Воекс считает, что это устраняет потери динамики и улучшает каче­ство звучания высоких частот во всем динамическом диапазоне.

M106 также оснащены динамиками с 165 мм алюминие­выми диффузорами. У динамика алюми­ниевая литая кор­зина. Для оптимизации резонансов и сохранения поршне­вого характера работы, на диффузор нанесены ребра жесткости. Порт фазоинвертора, расположенный на зад­ней стенке имеет одинаковую площадь поперечного сече­ния по всей своей длине, что уменьшает динамиче­скую компрессию и генерируемый шум.

Корпус акустики имеет скругленную форму и изготовлен из многослойной фанеры. Моя пара, в цвете Piano Black (черный рояльный лак), выглядела невероятно привлека­тельно. Также доступно оформление Piano Walnut (орех в рояльном лаке). Будучи спроектированными и разрабо­танными в США, M106 произведены в Индонезии.

Я использовал подставки Revel M-sand, которые, сов­местно с акустикой создавали крепкую и устойчивую кон­струкцию. Стойки крепятся к акустике при помощи винтов. М106 привлекательно выглядят как с магнитными гри­лями, так и без них. Тональный баланс при этом не меня­ется, од­нако без грилей звук становится чуть детальнее.

Revel Performa3 M106

Прослушивание

Я поймал себя на мысли, что звук Revel Performa3 M106 сложно описать. Независимо от того, ка­кая музыка звучала, я не смог услышать даже малейшей нелинейности во всем частотном диапа­зоне. Каждая композиция звучала детально, динамично и с отличной передачей звуковой сцены. Это особенно впечатлило меня.

Revel звучат на столько детально, что это позволило анали­зировать звук и технику звукозаписи. Когда Роберт Бейрд (Robert Baird) назвал альбом Тома Вейтса (Tom Waits) Real Gone(CD, Anti- 86678-2) альбомом всех времен, он обсуждал эффект звуковой грязи. На этой записи она присут­ствует в избытке. Вейтс пропустил свой голос через бумбокс, изрядно исказив. Этот прием отлично прозвучал в исполнении Revel – голос Тома Вейтса был окутан звуковой грязью. Как и голос Дасти Спрингфилд (Dusty Springfield) в композиции “The Look of Love” из саундтрека к фильму Casino Royale (LP, Colgems CO50-5005).

Я слушал записи Леди Гага (Lady Gaga), сделанные во время подготовки ее концерта в New York Madison Square Garden. На обоих альбомах ArtPop (CD, Streamline 0019295-02) и Born This Way (CD, Streamline B0015373) я с легкостью мог анали­зировать звучание каждого электронного и акустиче­ского инструмента. Акустика сумела показать, что уровень профес­сионализма звукорежиссеров этих записей на уровне лучших работ Kraftwerk и Bjork.

Когда вы слушаете хорошую запись рояля, акустика М106 сразу создает ощущение присутствия инструмента в комнате. Альбом Торд Густавсен (Tord Gustavsen) Changing Places (CD, ECM 1834) был полон динамической непосредственности. Рояль Густавсена звучал во всем частотном диапа­зоне. Последний раз, когда я слышал джазовый рояль с такой степенью реализма и тактильных ощущений, был в партере на концерте Кита Джарретта (Keith Jarrett) в New York’s Avery Fisher Hall.

Я также был поражен тем, как громко могут звучать М106. Они напоминали хорошие напольники. На записи George Crumb’sSpanish Songbook 1: The Ghosts of Alhambra, из The Complete Crumb Edi­tion, Vol.15 (CD, Bridge 9335) с участием баритона Патрика Мейсона (Pat­rick Mason), гитариста Де­вида Старобина (David Starobin), и перкуссиониста Даниеля Друкманна (Daniel Druckmann), весь динамический диапазон этой камерной музыки, от тишайших пиано, до громоподобных форте, звучал точно, линейно, без малейшего намека на искажения и потерю динамики.

На записи большого оркестра, записи Концерта Шумана для рояля, с участием пианистов Byron Janis и Stanislaw Skrowaczewski и Minneapolis Symphony (CD, Mercury Living Presence 432 011 2), ро­яль звучал богато и по-настоящему без следов сжатия на громких пассажах, а оркестр наполнил мою комнату драмой. На записи “Peaches en Regalia” из The Ed Palermo Big Band Plays the Music of Frank Zappa (CD, Astor Place TCD 4005), громкие пассажи звучали очень драматично. Эмоцио­нально, было похоже на живое выступление.

Я хотел увидеть результаты измерений Джона Аткинсона. Больше всего меня интересовала ниж­няя частота. С точки зрения чистоты, нейтральности и мощности, способности акустики далеко вы­ходят за их скромные габариты: 381х210х278 мм, и вес 8.4кг.

На записи Эберхарда Уэбера (Eberhard Weber) Endless Days (CD, ECM 1748), была четко слышна каждая нота басовой линии синтезатора Райнера Брюнинхауса (Rainer Brüninghaus), которые за­полняли мою комнату.

Есть два момента у акустики Revel M106, о которых следует упомянуть. У акустики самый широкий диапазон снизу, из всех полочных акустических систем, которые я слышал в данном ценовом диа­пазоне. Верхний бас ясный, прозрачный, и детальный: в диапазон 90 – 120 Гц, тембр каждого ин­струмента отлично прослушивается. В тоже время на других полочниках в этом диапазоне звук был мутный, смазанный и нечеткий. На записи Пола Бейли (Paul Bley) Fragments (CD, ECM 1320), нижний регистр бас-кларнета Джона Сурмана (John Surman) звучал древесно, открыто, богато и вовлекающе, полностью раскрывая неповторимые тембральные краски инструмента. В компози­ции “Donatella” из альбома ArtPop, Lady Gaga используется интересный синтетический рисунок для создания басовой линии. Его звучание уникальное и Revel играют его на столько чисто, что хочется анализировать то, как этот звук был создан. На записи Jim Hall & Basses (CD, Telarc CD-83506) гита­рист играет несколько дуэтов и трио с пятью мастерами контрабаса Scott Colley, Charlie Haden, Dave Holland, Christian McBride, и George Mraz. В исполнении M106 было очень легко распознать уникальный почерк каждого музыканта, тембр инструмента и фразировку.Revel Performa3 M106

Наконец один трек просто поразил меня. Это был “Walking on Sa­cred Ground,” из альбома Janis Ian Breaking Silence (CD, Morgan Creek/Analogue Productions CAPP 027). Эту композицию в своей комнате я слышал больше сотни раз. В этот раз я сфокусировал свое внимание на технике игры басиста Чеда Уотсона (Chad Watson). У электро баса четыре струны. Каждая разного диаметра и натяжения. Обычно, когда роковый басист играет, каждая струна защипывается под разным углом (это явление наблюдается у басистов, которые не уделили должное внимание постановке правой руки), из-за того, что положение правой руки не меняется. К примеру, нота соль (G) на четвертой струне (D) , будет звучать иначе, чем та же нота взятая на пятой струне (A). Кажется, что Revel уси­ливают эту разницу. Во время прослушивания я остро ощущал, когда Уотсон переходил, в своей игре, с одной струны на другую, играя одну и ту же ноту. Я мог отследить все апликатурные штрихи на композиции “Walking on Sa­cred Ground”.

Непревзойденная четкость артикуляции: слушая еще не­сколько треков из альбома Breaking Si­lence, я изучал бара­банную технику Джима Брока (Jim Brock) благодаря аку­стике. Россыпи перкус­сии были молниеносными и чи­стыми. А с другой стороны – спокойными и натуральными. С осо­бой правильностью, которая на других системах зву­чит механично и искусственно. Многие акусти­ческие си­стемы размывают тридцать вторые триоли, которые про­низывают произведение Филипа Гласса (Philip Glass) Einstein on the Beach в котором солирует Майкл Ри­сман (Michael Riesman) при поддержке Philip Glass Ensem­ble (CD, El­ektra/Nonesuch 79323-2). Revel воспроизводят эти ноты со­бранно, детально, точно, чисто и мягко. Передача гитары Джона Ренборна на записи Sir John Alot of Merrie Englandes Musyk Thyng & ye Grene Knyghte(CD, Shanachie 97021) была отличной, звук были чистым и открытым. Я могу сказать, что М106 установили новый стандарт в реалистичности передачи аку­стической гитары.

Во всех перкуссионных соло Суси Ибара (Susie Ibarra) на альбоме Radiance (CD, Hopscotch HOP 2), Performa3 M106 звучат так, что позволяют анализировать технику игры мастера, который, на мой взгляд, единственный джазовый барабанщик, который импровизирует в стиле классической ор­кестровой перкуссии. В композиции, которую исполняет Уейн Шортер из альбома Арта Блейки (Art Blakey) и Jazz Messengers’ The Big Beat(CD, Blue Note CDP 7 46400), Блейки играет соло, в кото­ром множественные повторы простого рисунка на малом том-томе. Я был поражен, когда услы­шал каждый удар палочки и воздух вокруг них. Последний раз, когда я так четко ощущал присут­ствие Блейки рядом со мной, было в 1970-х, когда я стоял за ним в очереди в музыкальный мага­зин Wurlitzer Music and Sound, в Бостоне. (Он покупал барабанные палочки, я сдавал на профилак­тику Fender Piano). И, наконец, способность Revel M106 передавать артикуляционные нюансы, позволяет вокальным обертонам звучать более благородно, но без добавления какой-либо рез­кости.

Композиция, которая позволила полностью реализовать все таланты Revel Performa3 M106 – Ma­ria из альбома Schneider Coming About (CD, Enja ENJ-9069 2). Эта ранняя запись довольно сильно отличается от боле поздних работ тем, что она безумна и агрессивна. Использовалось множество электрических инструментов и они «расцвели бурным цветом» в исполнении Revel. В тоже время они звучали очень деликатно. Труба, ярко звучала так, как будто она находилась прямо передо мной, и напоминала исполнение Бади Рича (Buddy Rich). Плотно переплетенные басовые линии в исполнении Тони Шерра (Tony Scherr) (которого я помню по совместным ра­ботам с Биллом Фризелом (Bill Frisell)), создавали плотный задний план для электрогитары Бена Мондера (Ben Monder).

Revel Performa3 M106

В сравнении.

Я сравнивал Revel Performa3 M106с Epos Elan 10 и Dy­naudio Excite X12. Это не было на 100% справедливое срав­нение, потому, что стоимость последних двух значительно ниже, чем у Revel. Тем не менее, эти полочники были мо­ими фаворитами с того самого времени, когда я услышал их в первый раз. Если я хочу собрать систему экспромтом, я всегда выбираю одни из них. Однако, по всем звуковым параметрам, Revel Performa3 M106 превзошли их.

Звучание Dynaudio Excite X12 шелковистое, мягкое, нату­ральное, но в сравнении с Revel менее детальное, менее структурированное с более мягким мидбасом и менее ре­льефным верхним басом. Высокочастотный диапазон такой же чистый и нежный как у Revel M106, однако, менее точ­ный и шипящие звуки были менее выраженные. На дина­мичных моментах они были не так хороши, как Revel, и ме­нее чисто звучали.

Epos Elan 10 обладают более чистым мидбасом, нежели Dynaudio, но их верхний бас не может конкурировать с Revel. Передача динамичных моментов у Elan лучше, чем у Dynaudio, но все равно хуже чем у Revel. Высокие частоты у Epos менее точные, чем у Revel и Dynaudio. Артикуляция у Revel прекрасная. Общее разрешение и детальность акустики Elan 10 было лучше, чем у Excite X12 и близко к M106, но Revel воспроизводили больше тончайших деталей.

В итоге

Revel Performa3 M106 – экстраординарные полочные акустические системы. Их потенциал потряс меня. Особенно, если учитывать их габариты и розничную стоимость. Внешний вид М106 очень элегантен. Они излучают качество и вместе с тем они занимают немного места. С 1985 года я сде­лал обзоры на огромное количество полочных акустических систем. И я могу сказать, что я не по­лучал такого удовольствия, как с Revel Performa3 M106. Кевин Воекс – гений. Без всяких «если», «и» или «но».

Технические характеристики

Конструкция: 2-полосная, полочная, с фазоинвертором на задней панели.

ВЧ: 1″ (25mm) алюминий, НЧ 6.5″ (165mm) алюминий.

Частота раздела: 2.3kHz.

Нижний частотный предел: 39Hz (–10dB), 54Hz (–6dB), 59Hz (–3dB).

Номинальный импеданс: 8 Ом.

Чувствительность: 87dB/2.83V/m.

Рекомендуемая мощность усилителя: 50–150 Вт.

Габариты: (381mm) В х (210mm) Ш х (278mm) Г.

Вес: 8 кг.

Отделка: Черный рояльный лак, рояльный лак орех.

Серийные номера акустики в обзоре: SB0004-000021 и ’22

“Made in Indonesia”.

Тестовая система

Виниловые проигрыватели: VPI TNT IV, Rega Research Planar 3

Тонармы: Immedia, Syrinx PU-3

Картриджи: Clearaudio Virtuoso WoodKoetsu Urushi

Цифровые источники: Lector CDP-7T, Creek Destiny CD

Предварительные усилители: Creek Destiny, Vendetta Research SCP-2D, Audio Valve Eclipse

Усилитель мощности: Audio Research Reference 75

Интегральный усилитель: Creek Destiny

Акустические системы: Dynaudio Excite X12Epos Elan 10

Кабель: межблочный: Magnum M3, MI-350 CVTwin Terminator, MI-330SG Terminator, акустический: Acarian Systems Black Orpheus

Измерения

В ходе измерений я использовал систему DRA Labs’ MLSSA . Вместе с калибровочным микрофоном DPA 4006 для измерения параметров Revel Performa3 M106 в дальнем поле, и микрофон Earth­works QTC-40 для измерений в ближнем поле. Я проводил измерения без гриля и заглушек для портов фазоинвертора. По данным производителя, чувствительность М106 87 дБ, в результате измерения я получил 86,4 дБ, разница находится в рамках погрешности измерений. Измерения импеданса подтвердили паспортное значение 8 Ом. Кривая импеданса приведена на рис.1 (сплошная линия). Сопротивление находится в диапазон 5 – 10 Ом в пределах всего слышимого диапазона. Сдвиг фазы достигает значения в -48 градусов на частоте 29 Гц, но импеданс на этой частоте – 10 Ом, что оказывает положительное влияние на звук. Тем не менее, есть комбинации с импедансом 5.67 Ом и сдвигом -34 градуса на частотах 138 и 2400 Гц. Обе эти частоты музыкально насыщенны, усилителю, рассчитанному на 4 Ома, будет проще работать с акустикой.

Revel Performa3 M106

Рис.1 Revel Performa3 M106, импеданс (сплошная) и фаза (пунктир) с HF control выставленным на : maximum (низ), minimum (верх) (цена деления по вертикали 2 Ом).

Кривые на рис.1 лишены мелких пиков, что свидетельствует о наличии резонансов. Тем не менее, когда я занялся анализом паразитных вибраций корпуса, я обнаружил моду на боковых стенках (рис.2); и такую же моду, плюс еще одну, частотой 348 Гц, на верхней панели. Однако, учитывая их локализацию и диапазоны частот, эти резонансы не имеют сильных звуковых последствий.

Revel Performa3 M106

Рис.2 Revel Performa3 M106, кумулятивный спектр измеренный на боковой панели (напряжение на акустических клеммах 7.55 В, окно измерений 2 кГц).

Седло в диапазоне от 50 до 60 Гц, показывает частоту настройки фазоинвертора, расположенного на задней панели. Соответствующее минимальное смещение диффузора с ближнем поле дина­мика (рис.3, синяя кривая) на частоте 53 Гц, с пиком фазоинвертора в диапазоне 35 – 90 Гц. Это несколько выше, чем я ожидал. Не смотря на присутствующий пик, на частоте 400 Гц, он хорошо подавляется. (Слишком много маленьких акустических систем имеют резонансы порта фазоин­вертора, попадающие в среднечастотный диапазон). Комплексная сумма измерений АЧХ, в ближ­нем и дальнем поле, приведена на рис.3 (черная кривая). Пик на частотах ниже 300 Гц обусловлен измерениями в ближнем поле. АЧХ М106 максимально плоская, с падением -6 дБ на частоте настройки фазоинвертора.

Revel Performa3 M106

Рис.3 Revel Performa3 M106, АЧХ, снятая на оси твитера. Окно по горизонтали 30 градусов. В ближ­нем поле (синяя кривая), у порта (красная) и комплексная сумма.

АЧХ на верхних частотах (рис.3) Revel Performa3 M106 практически плоская вплоть до 30 кГц, с не­большим всплеском на частоте раздела твитера. Характеристика направленности, измеренная на оси твитера (рис.4), показывает некоторое акцентирование по бокам акустики; это, судя по всему, несколько добавляет яркости в тональном балансе М106, и совпадает с впечатлением автора, ко­гда он пишет о протяженном и прозрачном высокочастотном диапазоне. Огибающие на этом гра­фике пологие, что говорит о точной передаче стерео панорамы. Характеристика в вертикальной плоскости (рис.5), показывает, что акустика лучше будет звучать в сочетании с высокими подстав­ками, нежели с низкими.

Revel Performa3 M106

Рис.4 Revel Performa3 M106 характеристика в горизонтальной плоскости

Revel Performa3 M106

Рис.5 Revel Performa3 M106 характеристика в вертикальной плоскости

Обращаясь к импульсной характеристике (рис.6), М106 на оси твитера можно увидеть, что оба из­лучателя подключены в положительной полярности. Сигнал твитера первым достигает микро­фона, но мягкий переход показывает отличную интеграцию в систему с НЧ излучателем (рис.3). Кумулятивный спектр затухания, на оси твитера (рис.7) просто великолепен, с чистым спадом в среднечастотном и высокочастотных диапазонах.

Revel Performa3 M106

Рис.6 Revel Performa3 M106, импульсная характеристика на оси твитера на расстоянии 127 см (временное окно 5 мс, частотное окно 30 кГц).

Revel Performa3 M106

Рис.7 Revel Performa3 M106, кумулятивный спектр затухания, снятый на оси твитера на расстоянии 127 см.

Подобно напольной модели Revel Performa3 F208, которая была в обзоре Эрика Лихте (Erick Lichte), которая была в обзоре в июле 2014 года, Revel Performa3 M106 показывают отличные объ­ективные параметры, что говорит об отличном уровне инженерии.

Измерения: Джон Акинсон (John Atkinson)
Обзор: Роберт Рейна (Robert J. Reina)

Перевод: Константин Рахманов