Центральный канал – центр домашнего кинотеатра

Revel Performa Center

Центральному каналу не уделяется должного внимания. Для того, чтобы поместить его в узкое пространство аудио стойки, дизайнеры делают его максимально плоским и распо­лагают динамики в горизонтальной оси вуфер-твитер-вуфер. Каждый опытный инженер акустик знает, что это, мягко говоря, не самый лучший вариант. Но! Ограниченный бюд­жет, маркетинговый отдел и пользователи (которые не знают, что хорошо, а что плохо), готовы мирится с таким положением вещей.

Что же такого плохого в горизонтальном расположении излучателей? Когда звучание пе­реходит от вуфера к твитеру, оба драйвера вместе излучают ограниченный диапазон час­тот, вследствие не идеальности разделительных фильтров. Если вы находитесь на одина­ковом расстоянии от обеих драйверов, то все отлично. Но если точка прослушивания смещается от центра, в плоскости динамиков, то звук будет достигать ваших ушей с раз­ной фазой от каждого излучателя. Это явление появляется в области частоты раздела.

Piega TMicro

В большинстве акустических систем динамики расположены сверху вниз, так что подоб­ные искажения слышны только при перемещении слушателя по вертикальной оси. В слу­чае правильно выбранной точки прослушивания подобные искажения практически неза­метны. Но если динамики расположены горизонтально и вы смещаетесь от центра, то ус­лышите искажения. Эти искажения появляются не только между твитером и вуфером, а также и между двумя вуферами. На их заметность влияет расстояние между НЧ динами­ками. Разница в звучании может достигать нескольких децибел. Частота раздела у боль­шинства акустики находится в районе 2 кГц. Думаю, вы понимаете какое негативное влияние на разборчивость диалогов имеет место быть.

ELAC CC 501

Есть ли двухполосные центральные каналы, в которых подобные явления сведены к ми­нимуму? Конечно же есть, но полностью избавится от этого эффекта невозможно. Самые лучшие центральные каналы построены по 3-полосной схеме. В них низкочастотные ву­феры так же расположены слева и справа, но между ними находятся твитер и среднечас­тотник расположенные вертикально. В такой конфигурации искажения, описанные ранее, практически отсутствуют. Остается некоторая часть фазовых искажений появляющихся при взаимодействии левого и правого низкочастотника, но их величина крайне мала и еле уловима на слух. Из недостатков подобной схемы расположения динамиков можно отме­тить увеличивающиеся габариты передней панели, необходимые для расположения еще одного – среднечастотного – динамика.

Я не могу не упомянуть о том, что центральный канал является не только «речевым кана­лом», как думают многие. Центр, по мнению некоторых экспертов, является самым глав­ным каналом в кинотеатре. Он воспроизводит не только диалоги, но еще и большую часть саунд трека и эффектов. Если центральный громкоговоритель не в состоянии воспроизве­сти все это, то весь кинотеатр будет восприниматься ущербно. И не важно сколько полос имеет центр – две, или три.

Конечно же лучший центральный канал должен быть идентичен фронтальным каналам. Это будет лучшим решением, если вы применяете звукопрозрачный проекционный эк­ран.

Но большинство домашних кинотеатров строятся вокруг большого плоского телевизора, а не проекционного экрана. В этом случае более практичным будет оставить достаточно места в стойке под телевизором, для 3-полосного центрального канала.

Revel Ultima2 Center

Вторым шагом будет поиск 3-полосного центрального канала, идентичного по звуку фронтальным каналам и попадающего в ваш бюджет. Я советую обратить внимание на центральные каналы американской компании Revel.