Dolby Atmos для домашнего кинотеатра

Dolby Atmos

Два года назад, формат Dolby Atmos пришел в большие коммер­ческие кинотеатры, обещая зрите­лям больше вовлеченности в атмосферу кинофильма благодаря более реалистичному звуча­нию. Наиболее заметный аспект формата – увеличение количе­ства акустических систем. Их количество может быть увеличено до 64. Включая акустику, располагаемую на потолке, и предназначенную для создания окружаю­щего эффекта. Тем не менее, дополнительные каналы это всего лишь ви­димая, а точнее слыши­мая часть систем Dolby Atmos Home Cinema.

Dolby Atmos

Dolby Atmos использует, так называемые, элементы.

Первый это пространство основанное на каналах, 5.1 или 7.1, подобно старым форматам окру­жающего звучания. В таком варианте звучание каждого канала «привязано» к определенному месту и не меняется.

Второй, это так называемое, аудио объекты. Они не привязаны к какому-то из каналов и могут «двигаться» в определенной части пространства.

«Объекты» могут перемещаться в пространстве по всем трем осям (перед-зад, лево-право, верх-низ), также они могут менять свои размеры. Метаданные (Metadata) определяют, где располага­ется объект и какой он размера в данное время. В обычных условиях эти объекты трансформиру­ются в определенные выходные уровни в классической конфигурации 7.1. С другой стороны, объ­екты, обработанные по алгоритму Dolby Atmos, количество которых может быть равно до 128 (ка­налов/объектов) могут быть переданы на акустические системы (количество ко­торых может быть до 64).

Dolby Atmos

Dolby Atmos

Объекты в системе Dolby Atmos.

В результате мы получаем более точное перемещение виртуальных звуковых образов и, как след­ствие, больше вовлеченности в происходящее на экране, по сравнению с классическими 5.1 и 7.1 системами. В отличие от эффекта, когда звук перемещается около вас или за вами, в Dolby Atmos звуки перемещаются сквозь пространство, в котором вы находитесь. К примеру – самолет, кото­рый пролетает над вами. А также представьте, что вы находитесь в джунглях или под дождем.

Denon и Marantz уже объявили о поддержке формата Dolby Atmos в АВ-ресиверах. К ним присое­динились – Yamaha, Onkyo/Integra и Pioneer. В то же время Pioneer, и другие производители, на­чинает выпускать акустику для Dolby Atmos.

Все это приближает нас к главному вопросу: какое оборудование необходимо для того, чтобы на­сладиться всеми прелестями домашнего кинотеатра Dolby Atmos? Как вы смогли догадаться, вам потребуется АВ-ресивер или АВ-процессор с поддержкой Dolby Atmos. С другой стороны Dolby ут­верждают, что любой Blu-ray проигрыватель, поддерживающий все спецификации Blu-ray, под­держивает спецификации Atmos без обновления прошивки. Кроме того, что бы ни говорили про­давцы, вам не потребуется HDMI кабель нового поколения.

А что по поводу акустики? Хорошая новость в том, что вам не нужно искать место для всех 64 ка­налов, чтобы сделать дома систему Atmos. Варианты возможных конфигураций приведены ниже.

Dolby Atmos

Dolby Atmos

5.1.2: Стандартная 5.1 конфигурация с одной парой потолочных каналов, расположенных по цен­тру.

Dolby Atmos

Dolby Atmos

5.1.4: Стандартная конфигурация 5.1 с одной фронтальной и одной тыловой парами потолочных каналов.

Dolby Atmos

Dolby Atmos

7.1.2: Стандартная конфигурация 7.1 с одной парой потолочных каналов, расположенных по цен­тру.

Dolby Atmos

Dolby Atmos

7.1.4: Стандартная конфигурация 7.1 с одной фронтальной и одной тыловой парами потолочных каналов.

Dolby Atmos

9.1.2: Конфигурация 9.2 с дополнительными фронтальными каналами и парой потолочных кана­лов.

Глядя на иллюстрации, можно заметить, что точки расположения дополнительной акустики отличаются от стандартных мест форматов Dolby PLIIz 7.1 или 9.1. К сожалению, пользователи, которые хотят перенастроить свои старые системы, согласно формату Dolby Atmos, будут вынуждены изменить положение акустики. Конечно же, как вы могли заметить, больший эффект можно достичь в системах формата х.х.4, в которых более ярко звучат эффекты, перемещающиеся в плоскости фронт – тыл. Тем не менее, Dolby гарантируют, что даже х.х.2 конфигурации хватит для того, чтобы услышать разительное отличие от классических систем домашнего кинотеатра.

Вторым вопросом, после количества каналов, который нужно решить – будете ли вы использовать отдельные акустические системы для дополнительных каналов  или, так называемые, Dolby Atmos совместимые акустические системы. Последняя версия которых (например, Pioneer Elite Speakers) оснащена отдельным излучателем, направленным вверх.

Dolby Atmos

Dolby Atmos

Основная идея такой конструкции в том, чтобы звуковые волны, отражаясь от потолка, создавали эффект звучания потолочных громкоговорителей. Подобная акустика лучше всего звучит в помещениях высотой около трех метров. В тоже время, эффект сохраняется в помещениях с потолками до 4.62 метров. Однако звучание становится более рассеянным. Кроме того потолок должен быть плоским (т.е. не волнистым или угловатым), и материал потолка должен быть звукоотражающим. Например, гипсокартон, бетон, дерево.

Dolby Atmos

Dolby Atmos

При использовании такой акустики обязательно нужно сделать соответствующие настройки в АВ-ресивер. Т.е. указать, что вы используете не отдельные потолочные каналы, а так называемые Атмос-совместимые (Atmos-enabled). В таком случае в АВ-ресивере будут установлены соответствующие настройки для частотной и фазовой коррекции.

Dolby Atmos

Конфигурация 5.1.4 с использованием Atmos – совместимой акустикой.

Итог

Рано или поздно рынок будет наводнен техникой для Dolby Atmos.  Потребуются значительные инвестиции, для того, чтобы в полной мере ощутить прелести нового формата. В дополнение к новой акустике вам придется сделать апгрейд АВ-ресивера. Это очень важный этап в развитии аудио-видео рынка. Особенно, на фоне снижающихся продаж АВ-ресиверов. Новый формат, который подразумевает использование до одиннадцати акустических систем, улучшит положение производителей, продавцов и инсталляторов. Кроме того, Dolby Atmos значительно упрощает процесс создания саундтреков. В связи с тем, что в результате вы получаете единый мастер-микс, который поддерживается всеми возможными конфигурациями акустики (5.1.2, 5.1.4, 7.1.2, 7.1.4 и т.д.). А что же в нем хорошего для нас? Для киноманов и меломанов Dolby обещает еще более сильное погружение в атмосферу фильма или концерта. Остается только один вопрос: Готовы ли вы к Dolby Atmos?

Атор Steve Munz

Перевод Константин Рахманов

Dolby Atmos для домашнего кинотеатра: 1 комментарий

  1. Уведомление: Форматы звука в фильмах

Обсуждение закрыто.