Форматы звука в фильмах

Dolby DTS AuroВсем нравится эффект вовлеченности, создвавемый хорошей звуковой системой в большом кинотеатре или домашнем. На протяжении нескольких десятков лет мы следим за сменой аудио форматов. Неофиту сложно разобраться во всем их многооборазии. Взглянув на современный AV ресивер, вы увдите гирлянду логотипов. Но как же понять, что есть что? В этой статье мы проведем краткое сравнение каждого из них.

Сравнение аудио форматов для Домашнего Кинотеатра

  • Dolby Surround – В кинотеатрах, Dolby Surround представлял собой аналоговый четырехканальный формат. Он состоял их фронтальных стерео каналов, центрального канала и пары тыловых каналов, которые звучали в моно. В некоторых случаях применяли несколько пар тылов для увеличения зоны комфортного просмотра. Когда саундтрек Dolby Surround подготавливался для домашнего использования, то четыре аудиодорожки (левый канал, правый канал, центральный канала и тыловые) кодировались (сжимались) в две.  А во время воспроизведения – декодировались при помощи Dolby Surround декодера, который находился в AV ресивере. С выхода ресивера звук попадал на два фронтальных канала (левый и правый) и на тыловые каналы, которые работали в моно-режиме и имели полосу пропускания на уровне до 7000 Гц. Формат применялся для VHS видеокассет. Соедининие видеомагнитофона и AV ресивера выполнялось при помощт аналогового стерео кабеля 2 RCA – 2 RCA. В то время, как звук в кинофильмах звучал в Dolby Surround, музыка с CD звучала в двух каналах. Лучшим решением для музыки было матричное кодирование тыловых каналов или четырехканальное стерео.
  • Dolby Pro Logic –  похож на Dolby Surround. Основное отличие в том, что матричным образом был добавлен центральный канал. Звук центрального канала матричным образов кодировался из левого и првого фронтальных каналов.
    Dolby Digital (AC-3) – первый, по настоящему, дискретный 5.1 цифровой формат. В нем пять (5.) независимых полнодиапазонных канала, плюс специальный канала для сабвуфера (.1) В этом формате предусматривается сжатие (с потерями, не bit for bit) с максимальным потоком данных 448 кБс для DVD, и 640 кБс для Blu-ray. Подключение плеера (DVD или Blu-ray) к AV ресиверу производится при помощи цифрового соединения. TosLink – цифровое оптическое, Coax – цифровое коаксиальное, HDMI – цифровое соединение высокого разрешения.
  • Dolby Digital Plus(+) – это, по сути, улучшенная версия Dolby Digital. Основные отличия в увеличенном потоке аудио до 1.7МБс (для дисков BLu-ray) и полной поддержке аудио формата 7.1. Спецификации формата позволяют достичь потока аудиоданных до 6МБс и количества каналов до 13.1. Не смотря на подобные возможности, максимальная конфигурация формата так и не была использована.
  • Dolby Digital EX – формат повторяет предыдущий с той лишь разницей, что был добавлен тыловой центральный канал.
  • Dolby True HD – цифровой формат сжатия без потерь (bit for bit perfect). Поддерживаются конфигурации от 5.1 до 7.1. Полностью дискретные каналы, обеспечивающие передачу во всем диапазоне частот. Формат применяется в Blu-ray дисках и поддерживается AV ресиверами с HDMI входами версии 1.3 или новее. Формат поддерживает передачу потока аудио до 18МБс со сжатием 192 кГц, 24 бит для конфигурации 5.1 и 96 кГц, 24 бит для конфигурации 7.1
  • Dolby Headphone – формат использует технологию цифровой обработки для создания объемного многомерного звука, при использовании наушников. Он поддерживает конфигурацию 5.1. И может расширять до 7.1 при наложении декодирования Dolby ProLogic IIx.
  • Dolby Atmos – 3D аудио формат окружающего звучания. В своей основе применяется конфигурация Dolby True HD или Dolby Digital Plus, к которой добавляется еще один ярус (уровень) звука, который звучит вверху. Второе отличие в том, что звук кодируется не в определенные каналы, а представлены в виде объектов. Формат позволяет использовать до 32 физических каналов. Dolby Atmos
  • Dolby Atmos Mobile – формат похожий на Dolby Headphone, улучшенный для передачи 3D звука, при прослушивании на обычных наушниках.
  • DTS –  формат подобен Dolby Digital, но с более качественным звучанием, благодаря меньшему сжатию и, соответственно, меньшим потерям и лучшему разделению звука между каналами. Максимальный поток данных в формате DTS – 1.5 Мбс. Используется на дисках DVD и Blu-ray.
  • DTS ES – то же самое, что и DTS. Добавлен дискретный (со своей звуковой дорожкой) задний центральный канал – в версии DTS ES Discrete. В версии DTS ES Matrixed – тыловой центральный канал формируется из боковых тыловых каналов.
  • DTS 96/24 – формат позволяет повысить качество звука в стандартной конфигурации 5.1 до 24 бит, 96 кГц на обычном DVD диске.
  • DTS-HD HR – формат подобен Dolby Digital Plus. Предполагает фиксированный битрейт и меньшую компрессию звука (чем в стандартной версии DTS). Используется на Blu-ray дисках. Конфигурация 7.1, поток данных до 6 Мбс. Но, как и в случае с Dolby Digital Plus, это формат сжатия с потерями. Формат DTS-HD обладает набором обновленных компонентов. Однако, чтобы полностью насладится им, необходим AV ресивер с соответствующей поддержкой.
  • DTS HD Master Audio – формат похож на Dolby True HD. Дефакто стал стандартом для Blu-ray. Поток данных до 24 Мбс.
  • DTS:X – формат подобен Dolby Atmos. В его основе – DTS HD.
  • DTS Headphone:X – формат разработан для воспроизведения двенадцатиканального звука через наушники. Звучание обрабатывается по специальному алгоритму, учитывая свойства помещения, которое было принято за основу при мастеринге.
  • Auro 3D – формат конкурент для Dolby Atmos и DTS:X. Он позволяет получить 3D звучание, основанное на, так называемых уровнях. Используются пять каналов, которые располагаются на уровне ушей, пять каналов располагаются на верхнем уровне, и один канал, который называется Голос Бога, располагается над местом прослушивания. Auro 3D

Алгоритмы для увеличения количества каналов

У Dolby и DTS есть специальные алгоритмы, для апмикса цифрового сигнала. Апмикс позволяет пользователю преобразовать обычный двухканальный сигнал в многоканальный. В некоторых случаях 5.1 сигнал в 7.1 и более. В зависимости от типа звуковой дорожки, алгоритмы позволяют получить эффект многоканального звука, для кино и музыкальных программ.

  • Dolby Prologic II – расширяет двухканальную дорожку до 5.1. Есть специальный режим для кино и для музыки.
  • Dolby Prologic IIx – расширяет стерео или 5.1 дорожку до 7.1, добавляя задние боковые каналы. Dolby Prologic IIx Music mode – улучшенная версия стандарта Dolby Prologic II Music.
  • Dolby Prologic IIz – на подобие Dolby Prologic IIx с добавлением фронтальных верхних каналов, расширяя конфигурацию до 9.1.
  • Dolby Surround Upmixer (DSU) – заменяет все старые версии Dolby Prologic II. Он позволяет получить эффект Dolby Atmos на всех саундтреках.
  • DTS Neo:6 – подобен Dolby Prologic IIx,расширяет 2.1 и 5.1 до 7.1
  • DTS Neo:X – подобен Dolby Prologic IIz, расширяет 5.1 до 11.1, добавляя верхние фронтальные и боковые каналы, которых нет в Dolby Prologic IIz.
  • DTS Neural:X – DTS апмиксер для  DTS:X на подобие Dolby Surround Upmixer позволяет использовать все возможности объектного звука даже на старых звуковых дорожках.
  • Auro-Matic – Auro 3D апмиксер – конкурент DSU и DTS:Neural:X для получения эффекта 3D звука на старых саундтреках.

sound formats

Заключение

Домашние кинотеатры значительно изменились за последние несколько десятилетий. В особенности за последние 10. Переход от аналогового к цифровому, дискретному звуку, похож на квантовый скачек в области качества звука и реализма. Благодаря последним достижениям, вы можете создать Домашний кинотеатра, который может соперничать с большим кинотеатром. С появлением качественных форматов Dolby TrueHD и DTS-HD, вы можете услышать звук в его первозданном виде. Это замечательное достижение. Теперь с помощью 3D аудио форматов, таких как Dolby Atmos, DTS:X и Auro-3D, вы можете переместится в атмосферу своего любимого фильма с эффектом невероятного реализма. Это чудесное время, для того, чтобы стать владельцем Домашнего кинотеатра.

Итак, если вы все еще пользуетесь Prologic AV ресивером из 80-х, то сейчас самое время для апгрейда.